Вторник, 24.10.2017, 05:05
Приветствую Вас, Гость









Террор: бояться или бороться?

9.8.2003 Российская газета № 158 Террор: бояться или бороться? Евгений СКУКИН Количество жертв необъявленной террористами войны неуклонно растет. Бесчеловечные теракты уносят жизни россиян и гостей страны, расширяется география террористической деятельности. Города Москва, Буденновск, Буйнакск, Волгодонск, Грозный, Волгоград, Владикавказ, Кизляр, Ставрополь, Ессентуки, Пятигорск, Минеральные Воды, Моздок — вот далеко не полный перечень населенных пунктов, подвергшихся варварским злодеяниям террористов. Вот почему так важно для нас использование и совершенствование действующего в стране механизма и защиты жертв террора.
Основным документом, определяющим правовые и организационные основы борьбы с террористическими проявлениями в России, является принятый 25 июля 1998 года Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» с последующими изменениями и дополнениями (далее — Закон). Он регулирует порядок координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, общественных организаций и объединений, должностных лиц и отдельных граждан, осуществляющих борьбу против терроризма.
Кто возместит вред, причиненный в результате теракта?
Статья 17 Закона возлагает обязанность возместить вред, причиненный в результате теракта, на субъект РФ, на территории которого он имел место, либо нескольких субъектов и в случае невозможности (превышение размера компенсации возможностей бюджета данного субъекта) — на федеральный бюджет. Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам, производится также за счет средств федерального бюджета. Во всех случаях Закон предполагает последующее взыскание сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
В практике применения ст. 17 Закона возник вопрос о том, следует ли содержащееся в данной норме права понятие вреда распространять и на случаи причинения гражданину, ставшему жертвой террористической акции, морального вреда и на основании этого взыскивать в его пользу денежную компенсацию. Безусловно, следует, утверждают весьма компетентные юристы, а так называемое сомнение является, по их мнению, следствием либо непонимания правовой природы термина «моральный вред», либо нежеланием применения последствий в случае его признания в виде взыскания денежной суммы. Так что пострадавшим от терактов гражданам следует требовать возмещения вреда по полной программе — и материального, и морального.
Но, конечно же, при определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя, степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому нанесен моральный вред. При этом существует объективная сложность оценки в денежной сумме, к примеру, страданий заложников, иных жертв терактов.
Социальная реабилитация — законное право граждан
Теракт — это всегда трагедия. Люди теряют родных и близких, собственное здоровье, порой любимую высокооплачиваемую работу. А разве не беда потеря жилья?
Одним из достоинств Закона является то, что в числе основных принципов борьбы с терроризмом он указывает на принцип приоритета прав лиц, подвергшихся опасности в результате террористической акции. Это значит, что пострадавшие не должны быть просителями с протянутой рукой, а права их подлежат первоочередной и преимущественной защите. Этой задаче и служат положения ст. 18 Федерального закона «О борьбе с терроризмом». Цель, предусмотренная законодателем, — создание этим людям таких условий, которые бы обеспечили им определенный уровень жизни, а также компенсировали понесенные ими материальные и моральные потери.
Для возвращения пострадавших к нормальной, социально активной жизни предусмотрена возможность оказания правовой помощи, психологической, медицинской реабилитации, а также содействие в трудоустройстве вплоть до восстановления на работе и предоставления жилья.
Выделение жилья осуществляется в соответствии с закрепленными в законодательстве социальными нормами и в соответствии с установленным порядком. В период, наступивший непосредственно за событиями, повлекшими утрату жилья, оставшиеся без крыши над головой люди обеспечиваются временным жильем. В том числе в гостиницах, общежитиях, домах отдыха.
Источником средств для социальной реабилитации определены федеральный бюджет и бюджет субъекта РФ, на территории которого совершен конкретный теракт.
Кто защитит защитников?
Статья 20 Закона определяет возмещение вреда лицам, участвующим в борьбе с терроризмом.
Пункт 1 статьи 20 отсылает нас к гражданскому законодательству Российской Федерации, где и определен порядок возмещения вреда здоровью и имуществу граждан. В частности, п.п. 2, 3, 4 этой статьи предусматривают конкретные единовременные пособия и пенсии лицам, принимавшим участие в борьбе с терроризмом. Здесь следует помнить и о статьях 150 и 151 ГК РФ, где говорится о защите нематериальных благ и возмещении морального вреда.
А вот как регламентирует общие основания ответственности за причиненный вред статья 1064 ГК РФ:
«1. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
Законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.
2. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
3. Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.
В возмещении вреда может быть отказано, если вред причинен по просьбе или с согласия потерпевшего, а действия причинителя вреда не нарушают нравственные принципы общества».
Здесь уместно вспомнить также Постановление Правительства РФ от 22.01.97 г., согласно которому в случае гибели лиц, привлекавшихся к выполнению специальных задач, или смерти, наступившей до истечения одного года со дня окончания их участия в выполнении специальных задач в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, полученных ими в период и в связи с выполнением указанных задач, их погребение осуществляется за счет организаций, привлекавших их к выполнению специальных задач, связанных с проведением мероприятий по борьбе с терроризмом.
Обращаясь за компенсацией по возмещению вреда, обратите внимание на параграф 2 главы 59 ГК РФ, где статья 1084 закрепляет положение о том, что «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей, возмещается по правилам, предусмотренным настоящей главой (глава 59), если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности».
Статья 1090 ГК РФ содержит основания, по которым размер возмещения может быть изменен в связи с соответствующим изменением степени утраты трудоспособности потерпевшим. Увеличение (снижение) размера платежей может быть произведено по требованию заинтересованного лица в добровольном порядке, а в случае возникновения спора — судом.
Суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при увеличении минимального размера оплаты труда подлежат индексации в установленном ст. 318 ГК РФ порядке.
Лицам, находившимся на иждивении погибшего, а также лицам, получившим увечье или иное повреждение здоровья, назначается пенсия в соответствии с законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и др.
Безопасность  дело  каждого  из  нас
Отчёт  по  антитеррористической  защищённости